Очевидно, что летчики — наиболее объективные и компетентные свидетели любых событий, происходящих в небе. Еще во времена Второй мировой войны они не раз видели странные объекты, летающие по сложным траекториям. Война закончилась, а загадочные объекты, получившие впоследствии название НЛО, продолжали попадать в поле зрения авиаторов. Происходило это и в Польше.
Что же обнаружил радар?
В 1955 году части ВВС и ПВО Войска Польского участвовали в учениях армий стран Организации Варшавского договора. О странном происшествии во время этих учений отставной полковник Казимеж Лизаковский сообщил другому полковнику, бывшему командиру Первого истребительного полка «Варшава» Рышарду Грундману, рассказавшему об этом происшествии в своей книге «Польские пилоты и НЛО», написанной вместе с журналистом и уфологом Брониславом Ржепецким и вышедшей в Кракове в 1999 году.
Вот что поведал Лизаковский:
«Однажды вечером, после воздушного налета условного противника, наступила передышка. Я тогда в чине поручика командовал радиолокационной станцией в районе Варшавы. После полуночи мы, несмотря на передышку, несли боевое дежурство в полном составе. Оператор всматривался в экран радара, чтобы не пропустить сигнала о появлении воздушной цели. Я находился рядом и тоже время от времени поглядывал на экран. Импульсы на экране изредка появлялись — это летели в своих воздушных коридорах гражданские самолеты.
В 00:40 раздался телефонный звонок. Дежурный офицер из штаба ПВО передавал приказ усилить наблюдение за северо-западным сектором зоны обзора. Мы с оператором стали всматриваться в экран, который оставался пустым. Я распорядился переключиться на диапазон 400 километров. Очередные обороты антенны и… Есть! На экране вспыхнули два импульса, свидетельствующие о появлении двух воздушных целей в районе Гданьского залива. Объекты летят курсом 90°. И вот первая неожиданность: они движутся с невероятной скоростью: 2300 километров в час!
Сначала я подумал, что это ошибка. В те времена ни в одной стране мира не существовало самолетов, которые могли бы летать с такими скоростями. Определили высоту целей: 20 000 метров. Это невозможно!
Но я был уверен, что станция исправна и сообщает точные данные. Друг от друга объекты находились на расстоянии 35-40 километров и продолжали лететь курсом 90°, а когда оказались уже над территорией Литвы, совершили поворот и легли на курс 180°. И это не был поворот на вираже, объекты как бы развернулись на месте, новая траектория составила с прежней прямой угол. И это на скорости 2300 километров в час! С такой скоростью и на прежней высоте НЛО летели на юг, пока не исчезли с экрана локатора где-то в районе Львова.
Когда я рассказал о случившемся инженеру из радиотехнической службы командования ВВС, тот подтвердил, что в 1955 году летательных аппаратов с такими характеристиками, какие демонстрировали объекты на экране локатора, не существовало. Так что же мы наблюдали на экране локатора?..»
Рышард Грундман. Кадр из видеоинтервью
Встречи в ночном небе
В январе 1959 года в трех номерах газеты «Вечернее Взморье» печатался очерк журналиста Анджея Трепки «Летающие тарелки над Польшей?». Материалом послужили записи бесед с офицерами летной части, расквартированной вблизи Познани. Одним из собеседников журналиста был пилот 1-го класса, капитан Соберай. Вот его рассказ.
«Вечером 29 сентября 1958 года мы, свободные от дежурства летчики, увидели с земли светящуюся цель, перемещавшуюся по небосводу с юга на север. Летела она на небольшой высоте с дозвуковой скоростью. Выяснилось, что в это время в данной воздушной зоне никаких полетов не производилось, а кроме того, излучаемый целью свет был не похож на бортовые огни самолета. Пилотам, находившимся в воздухе в соседних зонах, приказали перехватить цель. Но догнать этот НЛО никому не удалось: загадочный объект ушел от преследователей в северном направлении.
Участвовавшие в погоне летчики описывали форму и размеры НЛО по-разному. Но это и понятно, поскольку видели его пилоты с разных дистанций и под разными углами. Мы же, наблюдая НЛО с земли, решили, что это был шар диаметром метров десять.
Через сутки, выполняя ночной тренировочный полет, я снова увидел в небе объект, светящийся ярким оранжево-красным светом. Я стал преследовать НЛО, прошел звуковой барьер и около двух минут гнался за ним, не в состоянии приблизиться к нему, но и не отставая. А затем цель вдруг погасла.
Следующей ночью, находясь в воздухе, я еще трижды видел светящиеся НЛО.
Позже, обсуждая эти события с сослуживцами, все мы сошлись во мнении, что видели в небе нечто неведомое и загадочное. Сам я не могу предложить увиденному никакого разумного объяснения. Будучи пилотом с большим стажем, утверждаю, что тогда мне впервые довелось наблюдать в небе неизвестные и очень странные объекты».
Воздушное «чудище» над прибрежными водами
Собирая материалы для будущей книги, Рышард Грундман в 1985 году получил от полковника Ежи Тополинского, заместителя командира одного из авиационных подразделений, копию рапорта капитана Збигнева Пращалека. Вот сокращенный текст этого рапорта.
«…06.07.1983 года, выполняя боевое дежурство на самолете ТС-11, я получил приказ вылететь на перехват воздушной цели. Моим наблюдателем был подпоручик Марек Яцевич. Мы летели на высоте 100 метров в сторону моря и должны были, согласно полетному заданию, удалиться от береговой линии на расстояние 50 километров.
Когда я в очередной раз вышел на связь с командным пунктом, то получил указание лечь на новый курс. Согласно изменившемуся полетному заданию мы продолжали лететь над морем с набором высоты, пока не вышли на отметку 4000 метров. Мы маневрировали на этой высоте, когда наблюдатель доложил, что видит цель на фоне водной поверхности. Я в этот момент цели не видел, поэтому передал ему управление машиной и приказал вывести ее на цель. Вскоре мы снизились до 3000 метров, и со стороны нашего левого борта я увидел странного вида объект, летевший вдоль береговой линии.
Я принял управление на себя и доложил на командный пункт, что обнаружена цель и что я иду на сближение с ней для ее опознания. Приблизившись к объекту на расстояние около 300 метров, я передал по радио описание его внешнего вида. Он имел форму закругленного с обоих концов цилиндра длиной примерно шесть и диаметром два метра. На его поверхности не было никакого оперения, опознавательные знаки также отсутствовали. Не было видно и каких-либо признаков наличия двигателей или выхлопных устройств, за объектом не тянулся шлейф продуктов сгорания. Его поверхность была черного цвета, в лучах солнца она блестела как вороненая оружейная сталь.
Когда до объекта оставалось метров двести, он вдруг развернулся на 180" и полетел на сближение с нами, оставаясь на прежней высоте со стороны нашего правого борта. Чтобы избежать возможного столкновения, я перевел самолет на крутое снижение. Одновременно я запросил разрешение на применение боевого оружия. Чтобы не отдаляться от цели, мне пришлось выполнить крутой вираж. На мгновение от большой перегрузки у меня потемнело в глазах, и в этот момент объект резким маневром ушел влево, что вынудило меня выполнить новый вираж.
Объект снова оказался в поле нашего зрения, но увеличил скорость и стал удаляться. Наша скорость была 500 километров в час, цель же уходила от нас со скоростью примерно 800 километров в час.
Оторвавшись на значительное расстояние, объект начал выполнять маневры, чтобы, как я понял, зайти нам в хвост. Своими маневрами я старался этому воспрепятствовать. Во время нашего взаимного маневрирования объект вдруг снова совершил резкий разворот и стремительно пошел на сближение с нами. Мне опять пришлось заложить крутой вираж со снижением, после которого наш визуальный контакт с целью был потерян. Только в этот момент я получил разрешение командования на применение оружия. Но оно пришло слишком поздно, цель исчезла.Мы выполнили еще несколько маневров в этой зоне, пытаясь снова обнаружить цель, но безуспешно. Горючее было на исходе, поэтому нам пришлось возвратиться на базу».
Вместо эпилога
Возможно, к счастью, что разрешение на применение оружия капитан Праща-лек получил слишком поздно, и оно не было пущено в ход. Есть сведения, что когда на Балтике в подобном случае летчики (правда, не польские, а советские) оружие применили, это обернулось катастрофой.
В польском журнале Esotera за март 1984 года помещено сообщение о трагедии, разыгравшейся 26 августа 1983 года в небе над секретной советской военно-морской базой вблизи литовского города Вентспилса. Шесть истребителей типа МиГ были подняты на перехват шарообразного НЛО, летевшего вдоль побережья с небольшой скоростью на высоте 3000 метров.
Когда стало ясно, что перехватить объект и принудить его совершить посадку не удастся, командование отдало приказ: «Цель уничтожить!». Перехватчики были вооружены ракетами с тепловыми головками самонаведения. В момент пуска ракет они взорвались под крыльями самолетов, и вместо цели, оставшейся невредимой, уничтоженными оказались пять из шести МиГов.
Вадим ИЛЬИН
Источник: 9faktov.ru