Ужасы Беломоро-Балтийского канала

  • Искатель
  • 20.06.2019
  • 0

Ужасы Беломоро-Балтийского канала

Водный канал между Белым и Балтийским морями был настолько жизненно необходим, что стал объектом номер 1 в самой первой пятилетке молодого советского государства. Но идея такого строительства принадлежала многим российским правителям: от Ивана Грозного и Петра I до Николая II. И каждый раз российские государи откладывали реализацию этого проекта из-за его дороговизны. А ведь Россия всегда считалась одним из богатейших мировых государств!

Первые упоминания о строительстве пути между двумя северными морями относятся к 16 веку. По приказу Ивана Грозного был создан сухопутный проект пути: его подробное описание и привязка к карте Российского государства содержится в «Книге Большому чертежу». Петр I при вступлении в Северную войну приказал срочно реконструировать эту дорогу для быстрой переброски войска и грузов. В течение 20 дней лета 1702 года крестьяне близлежащих сел и деревень прокладывали тракт длиной около 300 км через леса и болота Карелии. В народе этот путь прозвали «Государевой дорогой». И хотя большая часть его сухопутная, но по этому тракту пошли не только люди и телеги, но и корабли: военные и купеческие, которые по земле перетаскивали волоком.

В 1798 году некие купцы представили на рассмотрение государя новый проект дороги между двумя северными морями, который, практически, полностью совпадал с «Государевой дорогой». В качестве эксперта привлекли самого лучшего специалиста – генерала де Волана. Однако он дал отрицательное заключение, указав, что непреодолимыми препятствиями являются многочисленные скалы, водопады и непроходимый лес…

В 1800 году царское правительство задумалось о создании полностью водного пути между двумя морями. По заказу чиновников был создан проект канала. Однако правительство опять остановила дороговизна реализации строительства. В течение последующих лет предлагалось множество других проектов, но они так и остались не реализованными.

Выполнить многолетнее чаяние русских государей смогли большевики: в течение двух лет водный путь между Балтийским и Белым морями был построен. Ему присвоили имя Сталина. Как же большевикам удалось сократить затраты на строительство? Оказалось очень просто: строителями стали бесправные заключенные Соловецкого и других лагерей. Не потребовалось ни валютных средств, ни современной техники, ни применения дорогостоящих стройматериалов: кирка и лопата, а в качестве основного стройматериала – лес, беспощадно вырубаемый в округе и камень, которого в Карелии достаточно.

Первыми строителями Беломорканала стали сто тысяч арестантов, большую часть которых разместили в быстро сколоченных бараках, остальных – в палатках. Технических специалистов собирали по всем тюрьмам, куда их отправили по сфабрикованным делам о «вредительстве». Было сформировано «Особое конструкторское бюро», которое разместилось в стенах Лубянки. Сроки на разработку проекта были минимальными.

В тяжелейших условиях работали не только мужчины, но и женщины. Надзирателей было мало: не более 60 человек. Но заключенных заставляло работать постоянное чувство голода. Не справившиеся с заданием, не получали пищи. Для общественности существовала другая версия о людях, занятых в строительстве канала: объект строили комсомольцы и труженики исправительно-трудового лагеря, которых стали называть «каналоармейцами», по аналогии с красноармейцами. Именно тогда в обиход вошло слово «зэк» — з/к (заключенный каналоармеец). Используя простейшие строительные орудия заключенные возвели более ста инженерных сооружений, 300-километровый водный канал, около 3 тысяч километров железнодорожных путей. Советские пропагандисты вкладывали в головы людей мысль, что с помощью такой стройки они «перековывают» неисправимых преступников и врагов страны. Но никто не знал, что каждый день на строительстве гибли 700 человек.

Через 20 месяцев после начала строительства Сталину доложили, что канал готов, и он изъявил желание пройти по нему на катере, чтобы оценить работу. Осмотром вождь остался не доволен: по его мнению, канал вышел узким и неглубоким – только около 4 метров. При таких показателях по нему не могли проходить крупные суда. Но несмотря на плохой отзыв, канал все же стал оживленной водной артерией, значительно сокративший путь от Ленинграда до Архангельска.

Советские агитаторы захлебывались в восхвалении канала и гения Отца народов. Особенно их потрясал тот факт, что Беломоро-Балтийский канал длиннее на 67 км самого крупного – Суэцкого, на постройку которого ушло 10 лет!

В августе 1933 года был устроен митинг на стройке по случаю ввода объекта в эсплуатацию. В этот день на стройку привезли группу комсомольцев, а заключенных, которые строили канал, заперли в бараках. Комсомольцы должны были получить лавры победителей (ну не зэков же награждать и хвалить?!), тем более, ранее, Беломорканал был объявлен комсомольской стройкой. И тогда лагерь взбунтовался. Митинг быстро свернули. Это был единственный бунт за все время строительства, а ведь за время возведения объекта заключенным жилось не сладко: холод, голод, издевательства охранников, тяжелая работа… но никаких мятежей не было. А тут обида захлестнула. Это означало, что несмотря на бесчеловечные условия, заключенных не получилось превратить в бессловесных животных. Зэки хотели гордиться своим трудом и чтобы государство сказала им, хотя бы, спасибо.

Беломорканал являлся не только объектом хозяйственной инфраструктуры.

С военной точки зрения, Беломоро-Балтийский канал стал форпостом СССР на границе с союзником Гитлера — Финляндией вначале Второй мировой войны. Во время войны были взорваны некоторые инженерные сооружения канала.

Если до войны канал работал с огромной нагрузкой: шлюзы наполнялись около 30 раз в сутки, в очереди на их проход стояли десятки судов, то в послевоенное время грузопоток иссяк. Причиной стало то, что было мало заказчиков, которым требовалось бы перевести груз в Беломорск или из него.

Долгое время вокруг строительства БеломороБалтийского канала сохранялась строгая тайна: руководители страны не хотели, чтобы народ знал о том, кто, действительно, строил большое гидротехническое сооружение и сколько потерянных человеческих жизней стали платой за возведение канала. Не удивительно, что на такой стройке не только ломались человеческие судьбы и жизни, но и уничтожались любые объекты, находившиеся на пути строящегося канала.

Так во время строительства, заключенным приказали снести храм, который мешал возведению одного из шлюзов. Не остановила руководителей строительства, что церковь являлась памятником старины. Перед сносом местные жители, что могли, унесли из храма и разобрали по домам. Говорят, когда рубили березу, которая росла рядом с храмом, из ствола дерева потекла кровь. А те крестьяне, которые использовали части разрушенной церкви в строительстве дворовых сооружений, принесли в свой дом несчастье: кто умер, а некоторые перенесли тяжелейшие болезни.

Можно сказать, что любой объект, уносящий жизни своих строителей, несет на себе темную ауру, воздействие которой на окружающих может длиться многие столетия и даже после его разрушения. Такая же судьба оказалась и у Беломорканала.

Источник: tainy.net

  • vkontakte
  • facebook
  • googleplus
  • twitter
  • linkedin
  • linkedin
Назад «
Вперед »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *